Меню

Реформирование МСУ будет способствовать укреплению власти на местах

7 апреля 2014 в 11:51

Грядущую реформу местного самоуправления (МСУ) уже называют знаковой и символичной. И не только потому, что уточнять полномочия «самой близкой к народу власти» собрались в год 150-летия знаменитой Земской реформы. Новый закон призван кардинально изменить представления о том, как должна работать власть на местах и между кем распределяться.

Спусковым крючком для преобразований стала неэффективность старой реформы: нынешняя призвана решить ключевую проблему, с которой не справилась система, действующая с 2003 года. А именно – наладить обратную связь между обычными гражданами и теми, кто наделен властью. Для этого придется решить ряд сложных задач, например, скорректировать федеральные нормы, привести в порядок региональные законодательные акты, учесть мнение муниципалитетов.

Какой будет новая реформа МСУ на деле? На этот вопрос депутатам Госдумы предстоит ответить до конца весенней сессии. Напомним, что о необходимости пересмотреть полномочия муниципалитетов в декабрьском послании Федеральному собранию заявил Президент Владимир Путин. «Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы», – констатировал тогда глава государства, поручив премьер-министру РФ, лидеру партии «Единая Россия» Дмитрию Медведеву вместе с главами регионов подготовить предложения по реформе к 1 июля 2014 года. В середине марта проект закона был внесен в Госдуму. Он должен пройти все три чтения, а до этого времени регионам, которым документ направлен для ознакомления и обсуждения в законодательных органах власти, необходимо подготовить пакет своих предложений.

«Мы непременно хотим узнать – и учесть – мнение наших коллег во фракциях «Единой России» местных советов, часть из них уже прислала свои предложения», – говорит первый зампредседателя Мособлдумы, секретарь подмосковной «Единой России» Сергей Юдаков. По его словам, теперь планируется проведение круглых столов в муниципальных образованиях, особенно крупных, в ходе которых можно было бы аккумулировать эти мысли и предложения.

То, как сегодня работает современная система МСУ, отмечают эксперты, не устраивает ни самих граждан, ни федеральное руководство, ни местные власти. Они называют стержневой проблемой недостаточное финансирование местных полномочий. Это значит, что перед муниципалитетами часто ставятся задачи, почти неподкрепленные материально. «Не хватает собственных ресурсов, доходов в местных бюджетах на выполнение тех полномочий, которые установлены законами РФ, Московской области. То есть власть вроде бы работает, а число невыполненных вопросов и наказов растет. Существуют муниципальные образования, где средств хватает только на содержание собственного аппарата, а на развитие и на решение вопросов социального характера денег не остается», – объясняет Сергей Юдаков. При этом, полномочия и их финансирование, как две категории, существующие в единой связке, в итоге образуют один спектр проблем.

Реформа МСУ должна решить самый важный вопрос – выработать эффективную и грамотную систему распределения финансовых средств. Это станет возможным, если будет учтен как положительный, так и отрицательный опыт, накопленный за время работы ФЗ-131, который, напомним, был принят еще в 2003 году. По мнению экспертов, поправки в закон должны быть выстроены таким образом, чтобы решать финансово-экономические проблемы муниципальных образований. Так, по словам, например, первого замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, председателя Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслава Тимченко, также необходимо внести поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы в целях определения финансовых источников, необходимых для реализации муниципалитетами своих полномочий.

Депутат Мособлдумы, руководитель исполкома подмосковной «Единой России» Владимир Шапкин называет два важных момента в реформе МСУ.

Первый – порядок формирования представительных органов власти муниципальных районов. В частности, законопроект предлагает не избирать районные Советы на всенародных выборах, а формировать их из глав и депутатов поселений в равных пропорциях. При этом глава района будет избираться райсоветом из своего состава, он же станет и спикером. «С партийной точки зрения нам необходимо обратить особое внимание на подбор кандидатов, на создание резерва кадров, что позволит заложить прочный фундамент для формирования нормально работающих советов депутатов и органов исполнительной власти в районах и их взаимодействия с гражданами», – считает Шапкин, отмечая, что сегодня нередки случаи, когда существует своего рода конфликт интересов этих уровней власти.